С началом русско-японской войны в январе 1904 года многие государственные и общественные структуры озаботились благотворительностью. В их числе было Императорское Женское Патриотическое Общество, передавшее в начале апреля 1904 года в Министерство внутренних дел письмо с проектом почетного старшины Общества Ф.Бернштейна, предложившего «выпустить в продажу особые художественные марки трех, пяти, семи и десятикопеечного достоинства под названием «Патриотических», которые продавались бы... дороже обыкновенных почтовых марок».

Министерство и почтовое ведомство дали согласие на выпуск подобных марок, но уточнение порядка их применения продолжалось на протяжении несколько месяцев. Надбавка к продажной цене марок была установлена в 3 копейки на каждую марку, из них 2 копейки направлялись на благотворительные цели в пользу сирот воинов действующей армии, находящихся под покровительством Общества, а 1 копейка поступала финансирующему изготовление марок Ф. Бернштейну для компенсации расходов.

Значительная часть марок Общества распространялась не через учреждения почтового ведомства, а на многочисленных благотворительных мероприятиях. В почтовые учреждения патриотические марки доставлялись для продажи только в крупных городах так называемыми артельщиками.

Всего с 1904 по 1907 годы было выпущено почтовых марок «В пользу сирот воинов действующей армии»: 3 копейки - 278 000 экземпляров, 5 копеек - 208 000 экземпляров, 7 копеек - 342 000 экземпляров и 10 копеек - 201 000 экземпляров.

Второй выпуск почтово-благотворительных марок Российской империи состоялся через 10 лет, в начале Первой мировой войны, в ноябре 1914 года. Этот выпуск состоялся также по ходатайству Императорского женского патриотического общества. Часть дохода от этих марок отчислялась в фонд помощи раненым и семьям погибших воинов.

За разрешением на выпуск особых почтовых марок обратилась и другая благотворительная организация - Скобелевский комитет, созданный по инициативе сестры героя Русско-турецкой войны 1877-1878 годов генерала Скобелева княгини Надежды Дмитриевны Белосельской-Белозерской. Однако, предпочтение было отдано Женскому патриотическому обществу, имевшему ранее опыт выпуска патриотических марок.

Был установлен выпуск марок четырех номиналов: одна, три, семь и десять копеек. Марки первого выпуска печатались на цветной бумаге: номиналом 1 копейка - кремово-желтой, 3 копейки - розовой, 7 копеек - палевой, 10 копеек - светло-голубой.

Эскизы марок серии «В пользу воинов и их семейств» подготовил художник Экспедиции заготовления государственных бумаг Рихард Заррин, работавший и над первой благотворительной серией 1904 года. На марке в 1 копейку был изображен древнерусский воин с мечом и щитом; на марке в 3 копейки – казак, прощающийся с семьей; на семикопеечной марке – женщина в старинной одежде, олицетворяющая Россию; на марке в 10 копеек был размещен Георгий Победоносец, поражающий дракона.

Проекты марок были утверждены 17 октября 1914 года, первый выпуск был осуществлен уже в ноябре 1914 года на крашеной бумаге. Всего за 1914 год Экспедиция изготовила и передала Женскому патриотическому обществу, а последнее – почтовому ведомству 1 миллион 920 тысяч почтовых марок и 160 тысяч их образцов.

КГМ-168/33
Марка почтовая.
«Въ пользу воиновъ и ихъ семействъ».
1 копейка,
1916-1917 гг.
2-й выпуск

КГМ-168/34
Марка почтовая.
«Въ пользу воиновъ и ихъ семействъ».
3 копейки,
1916-1917 гг.
2-й выпуск

 

Продажа благотворительных марок началась в Петрограде 17 ноября 1914 года. Марки пользовались повышенным спросом населения и к декабрю 1914 года в Петрограде было продано 438 700 благотворительных марок на сумму 26 330 рублей.

В эти же дни благотворительные марки активно рассылались их владельцами по всей России. В почтовых учреждениях были помещены объявления о продаже марок Императорского Женского Патриотического Общества и о разрешении оплачивать ими почтовую корреспонденцию.

Императорское Женское Патриотическое Общество - старейшая и наиболее влиятельная в России женская общественная организация, учрежденная указом императрицы Елизаветы Алексеевны от 29 декабря 1812 для «вспомоществования бедным, от войны пострадавшим». Создание общества отвечало патриотическим настроениям, охватившим женщин-аристократок с началом Отечественной войны 1812 года. Устав общества был утвержден в 1817 (вторая редакция – 1833).

Члены общества разделялись на действительных (только лица женского пола), почетных (вносящих членский взнос, но не участвующих в делах общества) и почетных старшин (внесших значительный вклад). Делами общества управлял Совет, возглавляемый председательницей – императрицей и вице-председательницей. В Совет входили, как правило, великие княжны и княгини по достижении ими совершеннолетия, другие дамы – по заслугам в области благотворительности; все они лично попечительствовали заведениям общества.

Целью общества была благотворительная и просветительская деятельность, а именно: раздача разоренным вследствие войны денежных пособий на первые необходимые потребности; помещение бедных, слабых и увечных в казенные и частные больницы; ходатайство о помещении детей бедных родителей на казенное содержание или для обучения ремеслам; предоставление помещения тем из бедных, кто своими трудами не мог обеспечить себе пропитание; предоставление разоренным ремесленникам средств к возобновлению работ; забота о сиротах, оставшихся после убитых, раненых и разоренных родителей.

На тот момент это была одна из самых доступных форм помощи русской армии, воевавшей с Наполеоном. И у истоков как всегда стояли Романовы, начиная от императрицы Елизаветы Алексеевны, жены императора Александра I и заканчивая великими княжнами и их фрейлинами.

30 июня 1894 общество стало именоваться «Императорским». В 1895 году в нем состояло 43 действительных члена, 34 почетных члена и 29 почетных старшин. К этому времени в ведении общества находились 7 школ с интернатом, 8 школ для приходящих, 1 рукодельная школа с магазином, 7 ремесленных отделений и классов; при двух школах имелись детские сады, при одной школе – хозяйственное (прачечное) отделение и школа кройки. Во всех заведениях обучались 541 пансионерка и более 1800 приходящих. К началу ХХ века общество имело капитал более 650 000 рублей и недвижимость на сумму более 250 000 рублей. Приход общества за 1899 составил более 244 000 рублей, расход – чуть менее 200 000 рублей.

Последние десятилетия деятельности общества характеризовались активным строительством новых благотворительных учреждений, расширением старых, углублением учебных программ, повышением образовательного уровня учебных заведений наряду с постоянной заботой об актуализации профессионального образования. В 1900–1910-е на попечении общества было 21 заведение, в которых опекалось более 2 100 детей и около 200 взрослых.

Патронат общества распространялся также на многие другие столичные учебные, медицинские и благотворительные заведения, где его члены осуществляли общий надзор, организационную и материальную помощь, следили за строительством, работой, хозяйственной частью, вносили плату за неимущих учеников и больных.

В годы Первой Мировой войны многие дамы-члены общества сосредоточили свои усилия на создании лазаретов для раненых и призрения жертв войны. Весной 1917 учреждения общества вошли в систему образованного Временным Правительством Министерства общественного призрения.

В 1914 году Россия вступила в Первую Мировую войну. Императорское Женское Патриотическое Общество вновь обратилось к идее использования почтовых марок для благотворительных целей.

В газетах была организована рекламная кампания. Марки были популярны среди населения и приобретались даже иностранными компаниями, поэтому уже в марте 1915 года была выпущена вторая серия.

Стоит отметить, что только в России в период Первой мировой войны были выпущены высокохудожественные почтово-благотворительные марки. Великобритания и Франция ограничились тем, что сделали надпечатки на бывших в обращении марках с указанием доплат в пользу Красного Креста или непосредственно на военные нужды. Бельгия и Австрия выпустили оригинальные марки, однако их художественное и полиграфическое исполнение уступало серии подготовленной талантливым мастером графики Рихардом Зарриным.